成唯識論, санскр. «Виджняптиматрасиддхи-шастра» — «Трактат об установлении только сознания», «Рассуждения о достижении [понимания] „только сознания“». Один из важнейших канонических текстов буд. школы
фасян-цзун. Составлен
Сюань-цзаном в 659. В основе представляет собой компиляцию десяти инд. комментариев трактата Васубандху (Тянь-цинь, Ши-цинь) «Тримшика-виджняпти-карика» («Вэй ши сань ши лунь сун» - «Тридцать суждений-шастр и гимнов-гатх о только-сознании»), также переведенного Сюань-цзаном, и прежде всего — коммент. Дхармапалы (Ху-фа, VI в.). Однако «Чэн вэй ши лунь» — не только сб. переведенных на кит. яз. фрагментов, но и критич. переложение инд. экзегетики. Полагают, что принципы отбора и трактовки материала были сформулированы учеником Сюань-цзана Куй-цзи (632-682).
В «Чэн вэй ши лунь» развивается идея всеобъемлемости алая-виджняны (
алайе ши) и функционирования ее в качестве всеобщей, базисной причины появления «дел и вещей». В соч. прямо говорится, что «„алая-виджняна“
— „сознание-хранилище“, потому что [она] корень, из которого произрастают все чистые и нечистые сознания/мысли…». Алая-виджняна — прежде всего хранилище «семян» (биджа,
чжун [3])— некоей потенциальной возможности проявления дхарм (
фа [1]) из «сознания-хранилища». Приведены типы проявлений «семян». «Семена» подразделяются на изначально существующие и новые, появившиеся в результате манифестаций; универсальные и индивидуальные; «хорошие» и «плохие». В трактате представлена также классификация живых существ по категориям, называвшаяся «пять природ/естеств — каждая различна».
Источники: ТСД. Т. 32; Буккё сэйтэн (Буддийские священные писания). Токио, 1974.
Литература: Игнатович А.Н. Буддизм в Японии: Очерк ранней истории. М., 1987; Адзиа буккё си. Нихон хэн (История буддизма в Азии. Япония). Т. 1. Токио, 1972.
По материалам А.Н. Игнатовича Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 732.